Главная » Статьи » Обзор рынка алюминиевых профилей
 
 
 
СТАТЬИ.
 
 
Обзор рынка алюминиевых профилей
Объемы потребления алюминиевой продукции в России растут, в основном, за счет строительства, а темпы использования алюминия в авиации, автопроме и других отраслях увеличиваются не так быстро, как хотелось бы многим. Даже в заявленных проектах автопрома по сборке машин иностранного производства доля отечественного производителя не предполагается высокой. В результате складывается парадоксальная ситуация, отмечают эксперты: подавляющая часть отечественного алюминия из России экспортируется, тогда как ввозиться будет в виде различных комплектующих, производство которых вполне можно было бы осуществлять и в нашей стране.
Виды алюминиевых профилей.
Алюминиевые сплавы обладают целым рядом достоинств, что и обусловило их широкое применение в различных отраслях. В частности, это — высокая механическая прочность при малой плотности, стойкость к атмосферным воздействиям, долговечность, значительные, по сравнению с конкурирующими материалами, межремонтные сроки, хорошая обрабатываемость давлением и резанием, пластичность, высокая хладостойкость, возможность вторичной переработки с незначительными энергозатратами и др.
По назначению различают следующие виды алюминиевых профилей: строительный и архитектурный, транспортный, электротехнический, универсальный.
Строительный и архитектурный профиль изготавливают из сплавов марок АД31, АД35, АД33 и применяют для изготовления ограждающих конструкций, фасадов, окон, дверей, торгово-выставочного оборудования, оформления внутреннего интерьера и пр. Под транспортным профилем понимается профиль, используемый в авиа-, автомобиле- и судостроении, другого подвижного состава, а также в производстве лифтов. Для его изготовления используют алюминиевые сплавы марок Д1, А2, А5, А6, 1915, 1560 и др. Для производства лектротехнического профиля используют сплавы марок АД0, АД1, АД31. Из него изготавливают электрические алюминиевые шины, теплообменники, элементы радиаторов, конвекторов, холодильного оборудования, кондиционеров и т. д. К универсальному или стандартному профилю относят: уголок, швеллер, тавр и т. д. Можно выделить и такой сегмент потребления, как производство спортивного инвентаря. Экструдированный алюминий используется для изготовления деталей велосипедов, автокаров, гимнастического оборудования, оборудования для кемпинга и пр.
Алюминиевые профили также разделяют на прессованные и холодногнутые. Прессованные профили изготавливают горячим прессованием на гидравлических прессах, гнутые — из листов и лент толщиной до 4 мм гнутьем их в холодном состоянии. Прессованные профили классифицируются по состоянию материала — без термической обработки, закаленные, состаренные; по форме сечения — сплошные и полые; по точности геометрических размеров — с нормальной точностью, с повышенной точностью, с особой (высшей) точностью. По качественным показателям алюминиевые профили в строительстве подразделяются на холодный алюминий, применяющийся в конструкциях, где сохранения тепла не требуется и теплый алюминий, отличительной особенностью которого является наличие термомоста. Окрашивание алюминиевого профиля производят путем нанесения порошкового полимерного покрытия, декорирования или анодирования. Основные потребители окрашенных или анодированных профилей — производители различных алюминиевых конструкций. При этом следует отметить, что большинство потребителей (более 50%) используют неокрашенный профиль. .
Сферы применения в строительстве.
В самом большом по потреблению секторе — строительстве, профили используются при наружном оформлении помещений (фасадные конструкции, витражи, ограждения для балконов и лоджий) и внутреннем (окна и двери, жалюзи, входные группы, элементы интерьера). В эту подгруппу входит и световое оформление помещений, для которого используются специальные шинные системы. Алюминиевый профиль также применяется для изготовления наружной рекламы (обычной и световой) .
Основные российские производители.
Предприятия по производству алюминиевого проката и продукции высокого передела можно разделить на несколько групп. Прокатно-прессовые производства. Это — компании Самарский металлургический завод, Каменск-Уральский металлургический завод, Ступинская металлургическая компания, Белокалитвенское металлургическое производственное объединение, Верхне-Салдинское металлургическое производственное объединение, Красноярский металлургический завод. Прессовые производства — например, компании «Агрисовгаз»(Калужская обл.), «Мосметаллоконструкция». Фольгопрокатные производства — как компании Фольгопрокатный завод (Санкт-Петербург), «Саянал» (Саянская фольга). Производство прочей продукции, в т. ч. банок — например, компании Дмитровский опытный завод алюминиевой консервной ленты, «СУАЛ-Порошковая Металлургия». Производство металлоконструкций — компании «Алюминиевые Строительные Конструкции»(Самара), «Татпроф» (Татарстан), «Энерготехмаш» (Самарская обл.).
Производством профиля занимаются прокатно-прессовые предприятия, Алютех (Республика Беларусь), ЛПЗ Сегал (Красноярский край), Реалит (Калужская обл.), Алютех (Республика Беларусь), БК-Алпроф (Ростовская обл.), компания «Аэроалюминий» (Ростовская обл.), «Стройметаллконструкция» (Санкт-Петербург), «Воронежский алю? ми? ниевый завод» (Воронежская обл.), «Первый профильный завод» (Татарстан), «НПО «Сибпрофиль» (Новосибирская обл.), «Алунекст» (Ростовская обл.),Корпорация «ВСМПО-Ависма» (Свердловская обл.),завод «Мосметаллоконструкция», «Алюминиевые строительные конструкции» (Самара), «Агрисовгаз». и др.
Региональная структура производства алюминиевых профилей характеризуется высокой степенью неравномерности. Большинство существующих производств сосредоточены в Европейской части страны. В частности, на долю Центрального федерального округа приходится около 50% общероссийского выпуска данной продукции. Производственные мощности российских предприятий позволяют выпускать около 210 тыс. тонн прессованных профилей. Специалисты прогнозируют увеличение объемов производства в среднесрочной перспективе на 6-8% в год. Предполагается, что к 2012 г. производство профилей из алюминиевых сплавов в России достигнет 240-320 тыс. тонн. При этом, инвестиционные вложения в предприятия не отличаются широким размахом, что связано с невысоким внутренним спросом на продукцию из алюминия, вследствие чего мощности перерабатывающих предприятий остаются недозагруженными.
Тенденции потребления.
Основные отрасли — потребители алюминия в настоящее время демонстрируют рост. При существующих темпах, как было отмечено выше, прирост потребления профиля в год будет составлять от 10 до 20%. Существенное влияние могут оказать заявленные проекты в авиастроении, судостроении, автомобилестроении. Вследствие реформирования энергетического комплекса России следует ожидать увеличения потребления и в этом секторе. Кроме того, есть основания полагать, что спрос вырастет и за счет подъема строительства в регионах. Одно из основных направлений развития данной отрасли — расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности в условиях жесткой конкуренции с зарубежными компаниями. Основываясь на уровне потребления алюминиевых профильных систем на европейском рынке, специалисты оценивают потенциал российского рынка примерно в 500 тыс. тонн. Однако же реальная емкость рынка составляет около 140 тыс. тонн. Рост внутреннего производства в последние годы составляет около 30%, при том, что увеличение импорта алюминиевых профильных систем составляет менее 1%.
Н. Александров. Н. Аринушкина. По материалам: «Металлоснабжение и сбыт», «Эксперт-Северо-Запад», www.advis.ru, ИА «Инфолайн», Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков.